13 января 2015
В Екатеринбурге состоялся очередной методический семинар для катехизаторов

Вчера, 12 января, состоялся очередной методический семинар по катехизации на тему «Заповеди Моисеева Декалога – методика проведения катехизаторской беседы». Его провел руководитель сектора катехизации Пиличев А.В.

Среди участников семинара - помощники благочинных Екатеринбурга, помощник благочинного по катехизации Красноуфимского благочиния. Сначала собравшиеся обсудили насущную проблему проведения катехизаторских бесед – проблему различения уровней авторитетности Церковных вероучительных источников. Суть проблемы в том, что верующие (в том числе и катехизаторы) иногда не чувствуют различия между каноническими правилами Церкви и обычаями, сложившимися в конкретной общине, чаще всего принимая благословение конкретного отца N за каноническое правило Церкви. Участники пришли к выводу о необходимости различать в порядке убывания вероучительного авторитета: догматы Православной Церкви, канонические правила, решения Поместных Церквей, местные обычаи.

Далее участники обстоятельно обсудили методики разъяснения прихожанам 7-10 заповедей Моисеева декалога (предыдущие были обсуждены ранее) и выработали общий подход к проведению бесед – не просто излагать заповеди и зачитывать комментарий, а размышлять с аудиторией о том, зачем дана эта заповедь.

Так, участники семинара заключили, что при проведении бесед о заповеди «не прелюбодействуй» необходимо начинать беседу с выяснения идеи церковного брака, главное в котором - идеал нерушимости. А затем - обсудить отличия брака церковного от брака гражданского.

Ведущий напомнил, что еще в дохристианские времена в Риме выделяли два способа заключения брака: плебейский и патрицианский. Плебейский подразумевал сделку между родителями невесты и будущим мужем и регистрировался представителями «муниципальной» власти (отсюда берет начало современная система ЗАГСов). Патрицианский был браком равных - женщина и мужчина из патрицианского сословия заключали его в языческом храме перед лицом римских богов (при этом жрецами и жрицами в древнем Риме могли быть только дети от патрицианского брака).

Отсюда видно, что таинство Венчания – это по-новому осмысленный христианством римский патрицианский брак, где христиане равны между собой и составляют высшее сословие перед Богом. Следовательно, говоря о браке, необходимо помнить о разных целях его регистрации и венчания: регистрация – это взятие брачующимися на себя юридических обязанностей, а венчание – это союз в Царствие Небесное. Говоря о нарушении седьмой заповеди необходимо увязывать ее нарушение с отступление виновного от Бога.

Далее участники обсудили методику беседы о восьмой заповеди «не укради» и пришли к выводу, что воровство может быть нескольких «уровней»: у другого человека, у государства и общества, у Бога (святотатство). И в любом случае это грех. В современном мире, к сожалению, существуют ситуации, когда человек вынужден делать выбор – работать и, возможно, идти на второй вид воровства или уходить с работы (например, когда бухгалтера побуждают строить работу фирмы с максимальным уклонением от уплаты налогов). Участники семинара пришли к заключению о том, что существование данной проблемы свидетельствует об искаженности современного общества в целом.

Обсуждая девятую заповедь («не произноси свидетельства ложного») участники семинара отметили, что по смыслу она касалась прежде всего судебного лжесвидетельства. А так как в древнем мире судебной инстанцией первого уровня являлся отец – глава семейства, то эта заповедь касается не только судебных, но и межличностных, в том числе и внутрисемейных, отношений.

Десятая заповедь о не пожелании чужого касается личного имущества человека и о недопустимости желания отнять у соседа то, что тебе понравилось (то есть о попытки разрушить его «мир»). Было отмечено, что в катехизаторских беседах об этой заповеди следует подчеркнуть важность намерения. Тот, кто впускает само намерение пожелать чужое, уже нарушает заповедь.

В конце встречи участники семинара подвели итоги. Заповеди являют систему «Бог - человек», а их цель - создание здорового в нравственном отношении общества. Это возможно только в одном случае - если на первом месте стоит заповедь почитания Бога. Замена почитания Бога любой другой ценностью искажает все заповеди.

Проведение следующего семинара участники наметили на 20 января (вторник) с 11 до 12.30 час. в помещении Екатеринбургской епархии.

Другие новости