В городском информационно-методический центре МО Управление образованием ГО Красноуфимск состоялся очередной семинар для педагогов городских школ по теме: «Знакомство с иконами Богородичных Двунадесятых и Великих Богородичных праздников в школе»
В рамках совместного плана городского отдела образования и благочинии мы проводим семинары для преподавателей ОРКСЭ, приглашаем лекторов из Екатеринбургской епархии, а в этот раз я предложила свою тему по которой давно работаю.
В Концепции православного школьного образования», прописано: «духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в современных условиях подмены ценностей и потребительского отношения к окружающему миру и восстановлению правильного воспитания детей, как образование в них образа и подобия Божия», предлагаю проводить это в том числе с помощью воспитания детей добродетелям на промере образа Божией Матери, акцентируя внимание на кратком обзоре добродетелей воспитание которых для данного возраста наиболее доступно: вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями. Они характеризуют, прежде всего, отношение человека к Богу, к ближнему и к самому себе.
В ходе беседы остановилась на изучении символического языка иконы доступного рассматриваему возрасту: например – цвет. Основной цвет в иконе золотой, символизирующий свет царствия Божия,- пурпурный цвет, он принадлежал Царственным Византийским особам, красный цвет - цвет животворной энергии, любви, именно он стал символом Воскресения, белый всегда являл собой святость и чистоту, синий цвет считается цветом Богородицы, зеленый цвет - цвет обновления всего живого, черный цвет очень редок в иконе, лишь при изображении пещеры, могилы, серый - смешение белого и черного никогда не использовался с в иконе, т.к. добро и чистота не входят в смешение со злом. Влияние цвета на человеческую
душу огромно.
Помощник благочинного по религиозному образованию г. Красноуфимска Лидия Ивановна Набиулина провела краткий обзор икон Двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Девы Марии, Введение во храм Пречистой Матери Божией, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы.
Предложила методику Л. С. Выготского в виде поэтапного рассмотрения иконы. Этапы представляют из себя способ донесения материала до школьников младшего возраста, например, на первой стадии зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает икону, опираясь на собственное понимание; на второй стадии зрителю становится важно смысловое содержание изображённого на иконе; на третьей стадии определяется значение, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком; на четвёртой стадии: икона рассматривается как символ личного нравственного опыта, обращение к внутреннему миру зрителя; на пятой стадии зритель оценивает икону многопланово, видит множество смыслов.
Рекомендовала, прежде чем перейти к рассмотрению иконы необходимо провести беседу для детей по предстоящему празднику, можно посмотреть беседы на канале «Союз», ТВ «Персей» о всех Двунадесятых праздниках или почитать книгу о событии Священной Истории, а так же необходимо руководствоваться следующими принципами, несущими духовный смысл, выход на духовные характеристики Богородицы (добродетели, нравственный выбор): принцип историчности, доступности и осторожности. Определила критерии подбора икон, для рассмотрения на занятии лучше использовать иконы пятнадцатого века написанные Феофаном Греком, Андреем Рублёвым и Дионисием.
Иконы, отражающие традиционную православную культуру, т.к. именно «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа». Работа с иконой является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственной сферы учащихся младшего школьного возраста и способствует духовному становлению и возрастанию детей.
Другие новости
-
19 апреля 2017
-
5 сентября 2016Восьмой год преподавания ОРКСЭ в школах Сысертского ГО начали педагоги предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР.
-
1 июня 2016Памятная поездка
-
27 апреля 2016
-
27 апреля 2016