10 апреля
Школа Великого поста: как дети воскресной школы движутся к Пасхе

Завершается учеба в школе Великого поста. Собственно и Великий пост скоро завершается, скоро Пасха.  Карантин идет уже две недели. Воскресные школы, как и все школы, сейчас на карантине.

Когда отправляли детей на карантин, плохо себе представляли, как будем проживать это время, что чувствовать, о чем думать и мы, учителя, и дети и родители. До конца учебного года больше двух месяцев, программа не пройдена, таких длинных весенних каникул, как ни силилась, припомнить не могла.

Зато вспоминала  последнее занятие в субботу, накануне прп. Григория Паламы. Мы занимаемся по субботам. В этот день Закону Божьему в нашей воскресной школе во имя благоверного князя Александра Невского учатся дошкольники-малыши 4-7 лет.  В здании воскресной школы есть часовня в честь Преображения Господня. В этой часовне мы учились делать земные поклоны и учили великопостную молитву прп. Ефрема Сирина. И мои юные ученики с усердием повторяли: «Дух праздности, уныния и любоначалия не даждь ми…»  И казалось, откуда взяться этому духу уныния в столь юных созданиях… Но вдруг эта изоляция. И стало понятно, что этот дух может просочиться и найти себе почву. Его надо прогонять. И тогда решено было создать для малышей он-лайн школу – школу Великого поста.

Скажу по секрету, я давно мечтала выделить в учебной программе этот особый период церковного года и постараться его прожить, прочувствовать с детьми, а теперь такая возможность появилась. И встала задача, как  организовать учебный процесс, какие задания давать и как осуществить обратную связь. Было решено выкладывать задания в группе «В контакте» и ватсапе, ответы присылать мне. А затем я бы отчитывалась перед директором школы и писала краткие сообщения о ходе учебы. В конце учебы каждый ученик мог получить особое удостоверение об окончании этой необычной школы. Самое главное было получить согласие родителей. Мои ученики так юны, что у них еще нет страничек в соцсетях, нет ватсапа, и даже писать большинство еще не умеет. Родители поддержали, спасибо им огромное за это. Вскоре к нам присоединились дошкольники из церковно-приходской школы Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья. Так и решили, и занятия начались.

 Крестопоклонная.

Для начала решила для себя, время сейчас непростое, особых каких-то программ для школы Великого поста еще не придумали, поэтому задания должны быть интересные, веселые, на смекалку, творческие и попробовать что-то такое, чего не получалось пока  сделать на уроках Закона Божьего. Для Крестопоклонной выбрала ребус, загадку и картинку с печеньем-крестиками, а в качестве практического задания (а тогда еще было можно) сходить в храм и посмотреть, как выносят из алтаря крест и поклониться ему, испечь жаворонков и крестики.  И вот уже пишут ответы и отчеты. «Ходили тут в церковь в Ревде на вечернюю, такой батюшка замечательный. Задание выполнено. Отметили, что облачение сегодня фиолетовое». Жаворонков сначала слепили из пластилина, причем целые семейства птичек и птенчиков в гнезде. А затем перебрались на кухню, началась стряпня.

   Надо сказать, что удачным решением было увлечь детей великопостной кулинарией. Это занятие объединило всю семью. И пошло веселье! Румяные птички на противнях, веселые детские личики, а кульминацией творчества оказались совсем неканоничные – вылепленный из теста полосатый великопостный кот и даже печенье виде дефицитной медицинской маски! 

Неделя преп. Иоанна Лествичника.

Подходила следущая седмица и дети ждали новые задания. Мир за окном менялся, каждый день приносил новые нерадостные вести. Мы учились.  Снова решали ребусы, загадки, кроссворды. Предложила подумать, как связаны  прп. Иоанн Лествичник и наш город. Конечно, дети ответили, благодаря святой Екатерине. Поскольку прп. Иоанн Лествичник был игуменом монастыря на Синае.  В качестве практического задания пекли печенье «лесенки». Одна девочка прикрепила печененку-лесенку к бумажной поделке храма, поставила на нее человечка и вот уже штурмуем небо! Ее мама так комментирует фотографию: «Тут лестница, по ней человечек к Богу идет, полная импровизация дочери. Я даже не подсказывала».

  Карантин на этой седмице ужесточился, все сидели по домам. Особенно тщательно посоветовали заниматься личной гигиеной, и пришла идея провести «день чистых игрушек». Хорошее дело и себя занять и маме помочь, и почему бы игрушкам не быть чистыми к великому празднику, и стерилизация опять же. Директор по такому поводу даже предложил учредить приз за лучшие лайфхаки и фотографии. И вот игрушечные самосвалы и легковые машинки, пушистые мишки и зайчики, кукольные домики и сами куколки оказались в стиральных машинах, ваннах и тазиках, а потом разместились сушиться на ковриках и полотенцах. Забавно повисли, прикованные прищепками за одно ухо на сушилках. Только детские личики становились бледнее из-за отсутствия солнца и свежего воздуха… Да еще директор страдал, что разорен теперь окончательно, сколько придется покупать призов.

Неделя прп. Марии Египетской.

Изоляция уже почти в духе великих отшельников и пустынников. Моральная атмосфера за окном такая, что и если просить будут, не выйду на улицу. Великие пустынники общались друг с другом таинственным образом. Мы не очень великие – хорошо, что у нас есть интернет. Детям, понятное дело, я этого не говорю. «Мы ждем, мы уже привыкли к заданиям», «снова ждем ваших познавательных заданий», «у нас Надя с нетерпением ждет четверга, когда появятся новые задания», - пишут родители.

  В воскресенье 5 апреля, в далеком 1242 г. небесный покровитель нашей воскресной школы блгв. Александр Невский, победил на льду Чудского озера немецких рыцарей. Наши ученики тоже совершают свои маленькие победы, усердно учатся. На этой седмице не только память прп. Марии Египетской, но и  Благовещение Пресвятой Богородицы. Все это отмечено в заданиях. В качестве ответа на вопрос, о том какая традиция существует на праздник Благовещения, предложила выбрать: выпускать тигров из зоопарка, выпускать рыбок из аквариумов, выпускать людей с карантина, ну и птичек, конечно, из клеток. Птичек решила не предлагать печь в качестве задания. А попробовать новое необычное блюдо – пустые щи. После поста мы можем уже смело открыть мишленовский ресторан при воскресной школе. Щи приготовили. Фото и рецепты прислали. Долго искали связь между прп. Марией Египетской и эти блюдом.  Конечно, в первую очередь, это блюдо связано с особенностями жизни русского народа, но нам пришла такая мысль: прп. Мария Египетская сугубо постилась в пустыне, и такое скромное блюдо вполне соответствует духу седмицы.

На этой седмице было много размышлений о том, какую пользу принесло уединение, связанное с карантином, который пришелся как раз на Великий пост. Вот, что писали  родители:

«Да, в этом году для ограничения страстей особо усилий прилагать не надо».

«Если образ жизни был достаточно праздный, то сейчас, конечно, тяжело человеку перестроится. Нет развлечений, магазинов, ресторанов...»

«Есть, конечно, положительные моменты. Супруга без работы (сфера услуг), я работаю дома, дочь тоже дома. Не помню, когда мы ещё столько времени проводили вместе».

«Никогда мы еще так не чувствовали время Великого поста».

За эти дни и я как-то особенно сблизилась с детьми и родителями, узнала их с новых сторон, увидела их домашние платьица и игрушки. Они мне помогли самой не пустить в дом и душу дух праздности и уныния и даже исполнить давнюю мечту – школу Великого поста.

  Сегодня отправила задания, в которых вопросы о Входе Господнем в Иерусалим, Страстной седмице и Пасхе. Сама тоже вспомнила, как была в Иерусалиме перед Пасхой, Елеонскую гору и осликов, которых привели местные жители для паломников и туристов. Вот так же, возможно, привели когда-то того ослика, которого выбрал Спаситель, чтобы въехать на нем в город. Решила, что будет задание и про ослика… Пока придумывала, что бы загадать детям, еще шли и шли фотографии с ответами и мне почему-то вспомнились позывные Бресткой крепости: «Я крепость. Веду бой...» И мы с детьми и родителями, и наш директор воскресной школы как в крепости, или в ковчеге, или по мосту, переброшенному через море житейское, - вместе идем к празднику светлой Пасхи, как в той загадке, которую отгадывали на уроке перед Великим постом. «Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста». Мы очень ждем эти слова – Христос Воскресе!

Гусева В.В., преподаватель церковно-приходских школ Иоанно- Предтеченского Архиерейского подворья и Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.

Другие новости