В марте – мае 2020 года воскресные школы работали дистанционно. Сложные условия карантина не вынудили директоров и педагогов оставить попечение о приходских детях. В новом режиме продолжили функционирование 75% школ в больших и малых городах, деревнях и селах. Помогла разработка епархиального ОРОиК, на которую школы опирались при организации незнакомой формы деятельности.
Советы руководителей церковно-приходских школ прошли в марте (директора обменялись мнениями в самом начале дистанта), затем в апреле, и подвели итоги года в июне. В течение всего этого периода директора поддерживали друг друга. Группа директоров в WhatsApp обеспечивала практически ежедневное общение и обмен опытом. Получилась своеобразная «копилка», идеи, наработки из которой очень помогали решить появляющиеся проблемы, определить новые возможности.
Модель приходского дистанционного обучения традиционна: ответственный – директор воскресной школы, педагоги работают с детьми своего класса. Учителя в условиях карантина осваивали современные технологии и методы работы, тем самым развиваясь и совершенствуясь. Педсоветы перешли в онлайн-пространство – на платформы Zoom, WhatsApp. Там проводился совместный анализ деятельности, обсуждалось, как реагировать на ситуации, как помочь родителям. Важно было внимание педагогов друг к другу, старшие и опытные помогали молодым и начинающим путь в вере. В результате, в сложных условиях не только не потеряли друг друга, но и сплотились. Помогала общая молитва: со Святейшим Патриархом, с Правящим архиереем, благодарственный молебен 1 июня. В педагогической деятельности помогло активное использование сайта Уралпросвет, к которому учителя обращались постоянно за материалами к занятиям и праздникам. Сотрудники сектора церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии регулярно выкладывали ссылки на статьи, уроки, презентации о событиях церковного годового круга.
Изначально была поставлена задача сохранить и поддержать личный контакт педагогов с детьми и родителями. Причем, в условиях, когда ответственность за религиозное обучение ложилась на семьи. Педагогам пришлось перестраивать работу с родителями: от коллективной к индивидуальной. Личные встречи были заменены на телефонные разговоры. Утешение и поддержка родителей в трудных условиях карантина, сообщения о жизни Церкви и храма, помощь в решении проблем воспитания, мотивация к продолжению духовной жизни и домашнему обучению Закону Божьему – множество вопросов приходилось решать учителям.
Духовники школ обращались к родителям: «Надо чтобы вы полюбили быть рядом с детьми. Тогда и состоится совместная учеба и труд. И будет результат. Возьмите за правило, как чистить зубы или делать утреннюю гимнастику: 20 минут уделить беседе с ребенком в семейном кругу. Не ослабляйте молитву, читайте Евангелие, празднуйте особые дни вместе с Церковью! Пусть церковная жизнь остается у вас первом месте». Не все родители с готовностью брали на себя религиозное обучение. Груз дистанта в общеобразовательных школах был слишком тяжел, для некоторых воскресная школа стала дополнительной, необязательной нагрузкой. Семьи жили в сложном режиме: кто-то работает, а кто-то нет, некоторые дети уехали в деревню, не у всех есть возможность выхода в интернет. По отзывам педагогов, от 20 до 90% семей в разных классах участвовало в общей работе. Родители очень ждали, когда карантин закончится, непривычна им эта роль - законоучителей. Желание здесь главное! Относились к своим обязанностям серьёзно отдельные благочестивые семьи.
Впрочем, у разных семей оказались разные потребности, с некоторыми семьями общаться стали даже больше, чем обычно. Поддерживали добрые отношения, договаривались читать вместе утреннее и вечернее правило. Педагоги узнали больше о семьях и надеются, что тесная связь останется и в дальнейшем. Так родители и становятся первыми и лучшими помощниками учителей.
Дети очень скучали по храму, по богослужению и причастию. Они особенно радовались, когда к ним обращались духовники. Видео приветствия, беседы, уроки воспринимались почти как личное общение, очень сильно воздействовали на ребят.
Педагоги выбирали формы работы на свое усмотрение: Zoom-конференция со старшими, переписка в WhatsApp. Некоторые продолжали заниматься по программе: по заданной теме дети читали сначала Священное Писание, обращались к учебнику Закона Божия, выполняли 1-2 письменных задания в рабочей тетради, дополнительно смотрели документальные, мультипликационные и художественные фильмы. Материалы педагоги размещали в электронном дневнике на сайте или в группах в WhatsApp, где родители и дети могли задавать вопросы. А мотивировали итоговыми квестами, проводили общешкольные семейные игры.
Для детей и родителей рассылались интересные материалы для укрепления в вере. Если тема казалась особенно важной, семьи опирались на материал, подготовленный педагогами; читали с детьми книги, смотрели фильмы, анализировали и рассуждали. Совместно прошли «Школу Великого поста», но особенно это коснулось больших праздников, которые пришлись на период карантина – Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, Вознесение Господне.
В праздничные дни пригодились творческие задания. Их выполняли всей семьей, где каждый выбирал дело по душе – рисовали, пели, мастерили. В этом году социальные сети порадовали прихожан детским исполнением тропаря Пасхи, онлайн-концертами, выставками, спектаклями. Квартиры были прибраны и украшены, с помощью приходских конкурсов созданы необыкновенные кулинарные изделия, выучены стихи и песни, прихожанам приготовлены подарки. К 9 Мая писали письма солдатам и поздравления ветеранам, готовили семейную информацию для акции «Бессмертный полк» - в виде стенда в храме, онлайн-выставки, книги Памяти.
Обобщая опыт дистанционной работы, можно сказать, что она была сложной; несмотря на это, обозначились некоторые приобретения, которые необходимо использовать в будущем. Все участники учебно-воспитательного процесса воскресных школ – дети, педагоги и родители с нетерпением ожидают окончания карантина, чтобы вернуться для личного общения в родные храмы и воскресные школы. Все-таки церковно-приходская школа – место личной встречи с Богом и Его учениками – христианами.
Подведем некоторые итоги дистанта.
Самые распространенные формы работы:
- Общая молитва (школой, классом по соглашению; чтение утреннего и вечернего правила)
- Обращения настоятелей, духовников к детям и родителям
- Новости о церковном календаре – в VК, WhatsApp
- Учебный материал, статьи, фильмы, задания – в VК, WhatsApp
- Онлайн-уроки – в Zoom, WhatsApp
- Конкурсы рисунков и поделок к праздникам Пасхи, 9 мая, дню Белого цветка, свв. Кириллу и Мефодию, Вознесению Господню
- Музыкальные видеопоздравления
Итоги дистанционной работы:
- Освоены новые технологии
- Не прекращалась общая молитва, активно участвовали в молебне 1 июня
- Стимулировалось чтение Евангелия
- Не остановилась работа школы, сохранены классы
- Уменьшилось количество детей, участвующих в учебном процессе
- Продолжались уроки, удалось изучить часть тем по программе
- Сохранился интерес к обучению
- Проведены праздники Пасхи, 9 мая (особенно активно), день Белого цветка, свв. Кирилла и Мефодия, Вознесение Господне
- Многие родители стали больше участвовать в процессе обучения, творческие задания выполнялись всей семьей
- Усилилась связь учитель-родители
- Дети, родители и педагоги скучали по храму, поняли, как дороги друг другу
Проекты из опыта дистанта, которые школы планируют на будущее:
- Видеопоздравления с православными праздниками
- Видеообращения священника
- Рассылка учебных материалов по теме урока родителям и детям
- Онлайн выставки
- Творческие домашние задания, особенно семейные
Другие новости
-
9 декабря 2024
-
2 декабря 2024
-
26 сентября 2024
-
19 сентября 2024
-
18 сентября 2024
-
12 сентября 2024
-
14 августа 2024
-
13 августа 2024
-
1 августа 2024
-
25 июня 2024
-
13 марта 2024
-
29 декабря 2023
-
29 ноября 2023
-
24 ноября 2023
-
27 октября 2023
-
29 сентября 2023
-
25 сентября 2023
-
20 сентября 2023
-
19 сентября 2023
-
18 сентября 2023
-
21 августа 2023
-
16 августа 2023
-
1 августа 2023
-
6 июня 2023
-
12 апреля 2023
-
11 апреля 2023
-
5 апреля 2023
-
3 апреля 2023
-
31 марта 2023
-
14 марта 2023
-
16 января 2023
-
2 января 2023
-
1 января 2023
-
31 декабря 2022
-
23 декабря 2022
-
3 декабря 2022
-
24 ноября 2022
-
9 ноября 2022
-
12 октября 2022
-
17 мая 2022
-
21 апреля 2022
-
14 марта 2022
-
7 марта 2022
-
24 февраля 2022
-
23 февраля 2022XVI Педагогическая конференция "«“Сохранить заповеди от юности”: о работе с подростками на приходах»"
-
17 января 2022
-
11 января 2022
-
30 декабря 2021
-
29 декабря 2021
-
25 декабря 2021
-
10 ноября 2021
-
25 октября 2021
-
1 октября 2021
-
28 сентября 2021
-
24 сентября 2021
-
22 сентября 2021
-
13 сентября 2021
-
8 сентября 2021
-
20 апреля 2021
-
2 апреля 2021
-
20 января 2021
-
11 января 2021
-
29 декабря 2020
-
24 декабря 2020
-
21 декабря 2020
-
12 октября 2020
-
2 июня 2020
-
10 мая 2020
-
22 апреля 2020
-
16 апреля 2020
-
28 февраля 2020
-
10 января 2020
-
11 декабря 2019
-
3 декабря 2019
-
28 ноября 2019
-
19 ноября 2019
-
31 октября 2019
-
3 октября 2019
-
24 сентября 2019
-
24 сентября 2019
-
24 сентября 2019
-
6 сентября 2019
-
2 сентября 2019
-
5 июня 2019
-
23 апреля 2019
-
17 апреля 2019
-
1 апреля 2019
-
11 марта 2019
-
4 февраля 2019
-
10 января 2019
-
29 декабря 2018
-
1 ноября 2018
-
29 октября 2018
-
25 октября 2018
-
25 октября 2018
-
24 октября 2018
-
15 октября 2018
-
13 сентября 2018
-
2 июля 2018
-
31 мая 2018
-
3 мая 2018
-
26 апреля 2018
-
18 января 2018
-
12 января 2018
-
10 января 2018
-
29 декабря 2017
-
18 декабря 2017
-
30 ноября 2017
-
29 ноября 2017
-
14 ноября 2017
-
7 ноября 2017
-
19 октября 2017
-
18 октября 2017
-
4 сентября 2017
-
31 августа 2017
-
21 июля 2017
-
4 июля 2017
-
15 мая 2017
-
26 апреля 2017
-
26 апреля 2017
-
19 апреля 2017
-
6 апреля 2017
-
6 апреля 2017
-
3 апреля 2017
-
30 марта 2017
-
30 марта 2017
-
28 марта 2017
-
24 марта 2017
-
1 марта 2017
-
20 января 2017
-
13 января 2017
-
19 декабря 2016
-
6 декабря 2016
-
29 ноября 2016
-
24 ноября 2016
-
11 ноября 2016
-
10 ноября 2016
-
8 ноября 2016
-
31 октября 2016
-
10 октября 2016
-
5 сентября 2016Восьмой год преподавания ОРКСЭ в школах Сысертского ГО начали педагоги предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР.
-
1 сентября 2016
-
22 августа 2016
-
20 июля 2016
-
17 июня 2016
-
2 июня 2016
-
6 мая 2016
-
27 апреля 2016
-
27 апреля 2016
-
25 апреля 2016
-
22 апреля 2016
-
21 апреля 2016
-
15 апреля 2016
-
15 апреля 2016
-
29 марта 2016
-
23 февраля 2016