8 августа
Учительская семинария – возрождение лучших традиций российского образования

Екатеринбургская православная учительская семинария во имя священномученика Фаддея (Успенского) в 2017 году отметила знаменательную дату – 10-летие своей деятельности. Она была создана в 2007 году указом Правящего Архиерея. Учительская семинария имеет предысторию в виде катехизаторско-педагогических курсов, открытых при Отделе церковно-приходских школ в 2001 году. В 2019 году Учительская семинария преобразована в профиль «Подготовка педагогов и директоров Воскресных школ» Центра подготовки церковных специалистов  имени священномученика Фаддея (Успенского) при Екатеринбургской духовной семинарии.

Ее учредитель – Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви, преподаватели – сотрудники Сектора церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации, педагоги Екатеринбургской духовной семинарии, выпускники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Обучение в Екатеринбургской православной учительской семинарии объединяет богословское и педагогическое образование. В ней открыто заочное отделение с двухлетним сроком обучения. Цель Учительской семинарии – подготовка педагогических кадров Православной Церкви. Сегодня Учительская семинария – это путь возрождения лучших традиций Российского образования.

Обратимся к истории. В 1860-е годы учительские семинарии стали самым распространенным типом учебного заведения для подготовки педагогических кадров. [6 с.521]. Это было время беспрецедентных по масштабу реформ императора Александра II: крестьянской – отмена крепостного права, судебной, воинской, земской и школьной, что имело огромное значение для развития общества. В результате реформ увеличилось количество начальных народных училищ, и, как следствие, возникла острая нехватка педагогических кадров. Также школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров для новых типов школ. Эти проблемы и призвано было решить открытием Учительских семинарий. [7]

Проект устройства учительских семинарий был разработан великим русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Собственное видение специфики устройства учительской семинарии Ушинский высказал следующим образом: «Учительская семинария для приготовления учителей народных и элементарных школ необходима; учительские семинарии должны быть заведениями закрытыми; ученики должны поступать в них после предварительного приготовления и по строгому выбору; жизнь в этих семинариях должна быть самая простая и строгая; учение не обширное, но энциклопедическое и особенно приноровленное к назначению воспитанников; при семинарии должна быть обширная практическая школа; семинарии не должны быть основываемы в больших городах, но вместе с тем должны находиться неподалеку от центров образования». [6 с.521]

Министр просвещения А.В. Головнин признавал, что учительские семинарии являлись более подходящим типом учебных заведений для подготовки народных учителей. В связи с этим с 1870-х гг. в ряде губерний происходит бурный процесс открытия новых учительских семинарий.

Эти семинарии и школы различались по типу финансирования: правительственные, земские и содержавшиеся за счет частных лиц. [4]

В соответствии с «Положением» (1870г.) и «Высочайшим повелением» (1872г.) министра народного просвещения от учащихся учительских семинарий требовалось постоянно соблюдать установления Русской Православной Церкви, принимать участие в богослужениях, читать религиозные душеполезные книги. Основной акцент при обучении будущих педагогов ставился на православное вероучение. Поэтому наибольшее количество часов отводилось преподаванию предметов религиозной направленности, также ученики должны были соблюдать все православные нормы и посещать воскресное богослужение. Согласно официальным документам, учительские семинарии были призваны «утверждать учащихся в святых истинах веры, получать отчетливые в ней познания, причем главное стремление должно быть направлено к возбуждению в сердцах их теплых чувств благоговейной любви к Богу и Божественному Спасителю и горячей преданности Государю Императору, уважение к закону и гражданскому порядку, любовь к своему делу и душевное желание влить в сердца поручаемых им детей. Чувства веры и добродетели должны быть сроднены со всеми помышлениями воспитанников». [1; 5]

Всего к 1 января 1872 г. в России было открыто 25 учительских семинарий, 17 правительственных учительских семинарий, 7 земских, а в течение года открылось еще 14 учебных заведений для подготовки будущих педагогических кадров. [7]

Согласно Положению, в учительские семинарии принимались юноши и девушки от 16 до 25 лет. Обучающиеся в семинариях были выходцами из разных сословий. Обязательным условием при поступлении в учебное заведение было наличие образования уровня двухклассного училища. [1]

Проходить обучение в учительской семинарии можно было бесплатно (казенная стипендия), платно, если земства или сельские общества могли оплатить обучение своего кандидата, и за счет собственных средств. Учащимся выплачивались стипендии. При некоторых семинариях имелись общежития. [7]

За три года кандидаты на звание учителя должны были освоить программу начальной школы. Курс обучения включал: закон Божий, русский язык и литературу, математику, естествознание, физику, географию, историю, рисование, пение, педагогику, методику начального обучения, гимнастику и дополнительные прикладные предметы (сельское хозяйство, пчеловодство, ремесла).Учебный год в большинстве учительских семинарий начинался с 7 августа и заканчивался 15 июня, что составляло не менее 38 учебных недель. [1]

Первый класс семинарии был теоретическим, а следующие два – теоретико-практическими. Для прохождения семинаристами учебной практики при образовательном учреждении существовали специальные опытные школы – начальные училища. В них воспитанники учительских семинарий проводили пробные уроки, а в процессе таких уроков вели педагогические дневники и составляли характеристики уже на своих учеников. Во время практических занятий каждую неделю проводились конференции с участием директора семинарии, наставников и учителя начальной школы, у которого семинаристы проходили практику. На данной конференции подробно разбирались всеми присутствующими ошибки и успехи практикантов во время проведения пробных уроков. Все это способствовало выработке педагогических навыков. [7]

Среднее число воспитанников в учительских семинариях было около ста в каждой. Учащимся в учительской семинарии на весь период обучения предоставлялась отсрочка от воинской обязанности. [1]

Окончившие курс обучения в учительской семинарии и выдержавшие экзаменационные испытания выпускники получали свидетельство о присвоении им звания учителя начальных училищ и распределялись на вакантные должности учителей.

Управление семинариями осуществлялось директором и советом, в который входили кроме преподавателей семинарии и учителя начальных училищ. В учительских семинариях работали такие видные педагоги, как А.П.Пинкевич, П.О.Афанасьев.

В 1890-х годах функционировало более 60 учительских семинарий, на начало 1914 года функционировало 128 учительских семинарий, а к марту 1917 года в России насчитывалось уже 183 мужских и женских учительских семинарий, в которых обучалось около 20 тысяч учащихся. [5]

К концу 1914 года в России охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял 30,1 % (в городах– 46,6 %, в сельской местности– 28,3 %).

Учительские семинарии стали первым звеном сети профессионального педагогического образования в России. Оно стало доступным для всех категорий граждан, как русских, так и инородческих, и способствовало подготовке грамотных и квалифицированных педагогических кадров. [7]

После 1917 года учительские семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы. Это был почти единственный случай, когда была проявлена преемственность в использовании «старорежимных приемов». Образовательная и педагогическая база, заложенная в России в середине XIX – начале XX веков, послужила основой для прекрасной начальной и средней школы советского периода. [2, с. 161; 3]

Каждый из нас помнит о своем первом учителе в первом классе. Это и есть то наследие учительских семинарий, которое мы храним с любовью в своей памяти и в своем сердце!

Сегодня Церковь нуждается в квалифицированных педагогических кадрах.

Нашу педагогику советского периода необходимо погрузить в лоно Церкви, как и предлагал в свое время К.Д. Ушинский: «При этом, мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование также сблизилось с религиозным. Тогда только мы вправе будем ожидать плодовитого сближения между этими двумя сторонами русской жизни: между образованием и Церковью».

Эту задачу и призвана выполнить Екатеринбургская православная учительская семинария во имя сщмч. Фаддея (Успенского). Ее студенты получают не только глубокие знания по богословским и педагогическим дисциплинам, но и встречают мудрых наставников – педагогов, увлекающих их к личностному развитию, учащих преданности своему делу. Ведь так важна готовность будущего педагога к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

На сегодняшний день большинство выпускников Екатеринбургской православной учительской семинарии несут свои послушания в области православного образования и просвещения в разных уголках Екатеринбургской митрополии и за ее пределами. Значительная часть их – преподаватели Закона Божия в церковных школах.

Автор статьи - Тиханова Ольга Владимировна, педагог Воскресной школы (г. Новоуральск, Свердлоская область). E-mail: o.tikhanova@gmail.com.

 

Список литературы

1. Булдаков Д.В. Методика подготовки учителей начального образования в Российской империи во второй половине XIX в.// История: факты и символы-2015 - №5(4) - С. 104.

2. Вогулкин Сергий, протоиерей. Будьте как дети. - Уральский гуманитарный институт, 2009.

3. Елисафенко М.К., Игошев Б.М. Повышение профессионального уровня подготовки учителей начальной школы во второй половине XIX- начале XX века// Педагогическое образование в России. - 2012 - №4. - С. 38-47.

4. Масанова М.Д. Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX века// Страницы истории России. - 2013- №8. -С. 168-178.

5. Терещенко А.А., Терещенко Д.А. Учительские семинарии в системе профессионального педагогического образования России. //Известия ВГПУ. Педагогические науки - 2016 - № 2 (271).

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 2. Педагогические статьи. 1857-1861г.г. - Москва-Ленинград, 1948.

7. Чуркина Н.И. Деятельность Омской учительской семинарии по подготовке учителей начальных училищ Западной Сибири в конце XIX- начале XX века// Омский научный вестник. – 2009.- №1 (75).- С. 147-156.

 

Другие новости