13 марта 2015
О святости и святых

 11 марта, состоялся семинар для преподавателей основ православной культуры, а также модуля религиозных культур и светской этики железнодорожного района г. Екатеринбурга. Работа собрания проходила по заранее утвержденной теме: "Святость и святые христианской Церкви".

Что же такое "святость"? В чем состоит основная сущность понятия? И каким образом сочетаются праведность и святость? На эти и другие  вопросы в своем докладе ответил Дмитрий Борисович Осипов — преподаватель ЕПДС, специалист Отдела образования Екатеринбургской епархии:

-Первичное значение понятия святости (ивр. kadosh, греч. agios) выражало принадлежность того или иного объекта Божеству, то есть сфере культа.

Святыми будут считаться пища, строения, предметы, животные, люди, которые принимают участие в ритуале. Такое понимание святости присутствует практически во всех древних религиях, в том числе сохранилось и в христианстве.

В ветхозаветной традиции святым (то есть избранным, посвященным Богу) становится целый народ, с которым Бог вступил в завет.

В Новом Завете святость это свойство Церкви Христовой, и все верующие в Иисуса Христа, принадлежащие Его Царству, именуются святыми. И это понимание ярко выражено в православной литургии, когда священник перед причастием делает возглас "Святая Святым!", что предполагает, что все участвующие в литургии рассматриваются Церковью как святые, принадлежащие Богу во Христе.

Но вместе с этим в православной традиции  святость неразрывно связана с  понятием праведности. В Библии, чтобы пребывать в завете с Богом и наследовать его благословения,  как народ, так и отдельный человек должен следовать Божьему закону, заповедям, быть праведным. Сущность евангельского учения о праведности представлена в Нагорной проповеди (Мф.5-7), в "заповедях блаженства". И с самого начала христианства, Церковь рассматривает жизнь тех людей, которые осуществили эту праведность не просто как личный путь к Богу того или иного человека, но как "свет миру", высшую форму свидетельства о Царстве Божием перед миром, которое заповедал Своим ученикам совершать Иисус Христос (Деян.1:8). 
Поэтому Церковь придаёт такое значение памяти о святых  - это свидетельство о жизни вечной и победе Христа над смертью. Церковь создаёт житие святого, складыывает песнопения в его честь, пишется икона, в литургическом календаре выделяются дни памяти, святому посвящаются храмы и престолы, и в его честь даются имена детям. Именно в святых выражаются самые лучшие и высокие нравственные качества народа, и на их примере воспитываются поколения.

В качестве введения в тему святости можно порекомендовать книгу В.М.Живова "Святость. Краткий словарь агиографических терминов".

На второй части семинара Анастасия Руслановна Москалева, методист сектора ОПК, предложила участникам готовые разработки к уроку. Педагоги обсудили  как правильно использовать  материал  на уроке. В ходе обсуждения были найдены лучшие решения. Учителя отметили, что такие методические материалы необходимы в подготовке и проведении уроков.

Другие новости