29 августа 2023
Богданова Алена Анатольевна представила доклад «О православной вере, культуре, воспитании детей и возможностях воскресной школы» на пленарном заседании ХIХ Съезда законоучителей

В 242  воскресных школах Екатеринбургской митрополии (из них 132 – в Екатеринбургской  епархии) 6197 учеников приобщаются к духовной, интеллектуальной и культурной красоте Православия. Низкий поклон всем педагогам, трудящимся на этой ниве, и поздравления с продолжающимся годом учителя. 6000 учеников. А как хотелось бы, чтобы гораздо большее число детей узнали о православной культуре. Попробуем разобраться, как понятие «культура» помогает нам в воспитании детей.

Отцы и учители Церкви подчеркивают изначальное божественное происхождение культуры. Климент Александрийский говорит: «Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства… ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога». В Священном Писании читаем: «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч. 2,6)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает наше внимание на то, что слово «культура» произошло от слова «культивировать, взращивать». А что взращивать? Самого себя, свой внутренний мир. Русский религиозный философ и педагог прот. Василий Зеньковский пишет: «Единство Церкви, ее полнота, имеют для нас внутренний характер», Церковь обращена к сердцу человека. Она неустанно молится о том, чтобы «единомыслием» исповедовали мы нашу веру…

Культура и цивилизация близкие понятия. По мнению Н. Бердяева, «цивилизацией нужно обозначать более социально-коллективный процесс, культурой же – процесс более индивидуальный и идущий вглубь. Культура связана в первую очередь с личностью человека, она есть отражение его внутреннего мира…» Она выражает ценности, идеалы, проявляющиеся в суждениях и действиях. А христианство стремится оплодотворить душевные движения, создать внутреннюю основу всех внешних наших действований.

И воскресная школа помогает детям обратиться внутрь себя, обрести эту основу. В этом году половина из 167 выпускников 24 воскресных школ Екатеринбургской епархии от 13 до 17 лет (по 20 человек в некоторых школах) несет послушания в храме – алтарников, чтецов, звонарей, певчих. Большинство остаются в школах, на приходах. Нельзя расставаться с детьми в таком опасном возрасте! Значит, нам – искать пути активного современного обучения.

Сегодня для многих людей мир предстает не как проявление Бога, он стал строительной площадкой для человека, который самоутверждается в своих планах. Культура воспринимается как реликт прошлого.  Психологи и богословы утвердают: молодежь живет в новой парадигме «оторванности» от традиционной культуры. Сначала человек перешел от ориентации на поведение современников, а затем  к новой фазе – ничто в прошлом человечества не имеет смысла и не может служить будущему.

Святитель Николай Сербский пишет про общество, которое забыло Бога, стало поклоняться природе и делать ставку на развитие науки и техники, оно пропитано духом богоборчества. В концлагере Дахау он дает жесткую оценку «передовой, прогрессивной» европейской культуре, на которую все народы мира якобы «должны равняться». «Культура есть нечто иное, чем гордость человеческая за свои произведения. А все эти произведения источит время и поглотит земля вместе с их горделивыми умельцами. Ибо европейской культуре уготована та же судьба, что и всем прежним культурам» (египетской, персидской, античной). Она канет в лету. «Но останется Сущий, Который был прежде всех времен и Который останется после окончания времени». Святитель призывает учиться жить так, чтобы из-за христианских народов имя Божие не хулилось у язычников (Рим. 2,24).

И мы именно к этому призываем  наших детей.

Прп. Паисий Святогорец помогает нам разобраться, что происходит с детьми: «Грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом… Им не дает покоя, что кто-то не грешит… Они считают грех признаком прогресса». Нам часто приходится не предупреждать зло, а помогать детям бороться с ним в душах.

Как решался вопрос соотношения веры и культуры в первые века? Христианство перевернуло мир, Христос принес в мир «все новое» (св. Ириней Лионский).  Русский религиозный философ И.А. Ильин отмечал: «В первые века нередко думали, что надо принять Христа и отвергнуть мир». Но восторжествовал иной принцип: «Все хорошее, что сказано или написано людьми, принадлежит нам, христианам». Так считает апологет Иустин Философ и продолжает: «Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения… хороши, но одни худы, а другие хороши». «Праздные мудрецы... [грамматики, стихотворцы, художники], делались рабами и пленниками… лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства» (св. Макарий Великий).

Как получать пользу? Отвечает свт. Василий Великий в Беседе «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений».  «Должно  заимствовать все, что есть полезного, но уметь иное и отбросить». Т.к. «нам предлежит подвиг, важнейший всех подвигов,… для которого все должны сделать,… беседовать и с стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе». Поэтому «когда в сочинениях пересказывают деяния мужей добрых, надобно их любить, соревновать им и, как можно, стараться быть такими же. А когда доходит …  речь до людей злонравных, должно избегать подражания сему», даже затыкая уши… «Ибо привычка к словам негодным служит …путем и к делам». Знаменитая рекомендация святого – уподобляться пчелам и собирать мед добродетелей, чтобы идти к цели.

На вышеозначенных принципах была создана блестящая христианская культура, высочайшие достижения которой приняла Русь. Решающим для судьбы России был именно выбор веры, совершенный равноап. кн. Владимиром. Крещение радикально, революционно изменило жизнь, культуру, ценности народа. Православие определило особый национальный тип русской культуры. Историк А.В. Карташев писал, что душа человека «формируется под сильнейшим влиянием сложившейся религии. Культура Тибета — буддийская… культура…Северо-Американских штатов — протестанская, культура русская — культура православная».

Нам сегодня нужно не только понимания того, что принесло русскому духу Православие, нужно ввести детей в систему национального самосознания с ее высочайшими идеалами.

В духовной жизни русского народа в течение почти тысячи лет главное место занимало богослужение. Именно на нем, не через книги, был воспитан русский человек.  И сейчас должно быть так же.

Русский человек саму жизнь свою научился понимать и устраивать литургически, как совместное всем миром, собором служение Богу. Соборность – одна из опор культуры, не имеющая аналогов в мировой культуре. И мы в воскресных школах учим единству и соборности, вводя в жизнь Церкви. Отец Василий Зеньковский говорит о невозможности и неправильности замыкания в самом себе, «соборность Церкви ощущается, как внутреннее срастание ее членов, как единство, в котором каждый реализует свободу быть самим собой» - единство через любовь.

Русская культура направлена на религиозное преображение всей жизни, на исцеление во Христе всей раненой грехом твари, на соборное единство всего человеческого рода по образу и подобию Святой Троицы. Это лучше всего сумел выразить своей жизнью преподобный Сергий Радонежский, которого знает каждый церковный ребенок.

В рапортах настоятелей приходов Екатеринбургской епархии об окончании 2022/23 учебного года отмечены: укрепление коллектива, теплая обстановка в воскресной школе, появление новых детей и учителей. Но – необходимость усилить акцент на литургической жизни, побуждение детей и родителей к участию в богослужении. Мы и начинаем учебный год с общего детского крестного хода на Ганину Яму. И это наша молитва и проповедь миру!

Русская культура личностна. Она нашла свой идеал в святости. Ей свойственен максимализм, устремленность к конечным целям, к выявлению истинного назначения человека. Служение Идеалу, Правде Божией становится характерной чертой народного характера. И это легко можно увидеть в русской литературе, начиная со знаменитого «Поучения» Владимира Мономаха: имей «помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради». Ей важен каждый «маленький» человек. И сегодня русский поэт

«Открывает перед первым встречным

Душу мира или жизнь свою». (Светлана Кекова)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года обращается к нам: «мы должны дорожить каждым человеком. Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа».

В рапортах настоятелей читаем: больше внимания педагогам и каждому ребенку! Священнику – регулярно встречаться с детьми, быть в воскресной школе!

Русская культура наполнена пасхальной радостью Христова Воскресения, торжествующе возвещает: «Никто да не убоится смерти, освободила нас Спасителя смерть. Воскрес Христос, и жизнь жительствует» (свт. Иоанн Златоуст. Слово Огласительное на Святую Пасху). Она устремлена к красоте горнего мира, говорит о высоком предназначении человека, рождает крепкую веру в то, что никакой грех не может уничтожить в нем образ Божий. Она любуется и всем миром. Тяга к преображенной, духовной красоте – и в храме Василия Блаженного, и в замечательной музыке, например, в «Метели» Георгия Свиридова.

Православие внесло в русскую жизнь и аскетическое начало с установкой на активную, подвижническую, деятельную жизнь: без нее мы не создали бы великого государства, не освоили бы Сибирь. Не прошли бы неизведанными тропами Хабаров и Дежнёв, не пересекал бы сегодня океан о.Федор Конюхов. В христианине вырабатывалось мужественное отношение к жизни и спокойное, достойное восприятие смерти. В то же время русская культура покаянная, исповедальная. Соня Мармеладова Раскольникову говорит: «Встань, поди, поцелуй землю, которую ты осквернил, и скажи: "Я убил"».

Русская культура проникнута нравственными, патриотическими идеями:  от «Слова о полку Игоревом» – до фильма «А зори здесь тихие». Это тема сегодня особенно актуальна.

Воюющий полковник Александр Ходаковский пишет в своем телеграм-канале: «Каждая мать… надеется, что ее родная кровь там, на войне спасется. Ценой… самострела, малодушия – ему простится все. Редко кто, провожая на фронт, крестит и говорит: «Не посрами». Странные времена. Я не сужу. Но как же тогда побеждать?»

Как, когда мы разучились воспитывать наших мальчиков, чтобы они стали нам защитой, как когда-то блгв. кн. Александр Невский? Мы в воскресных школах стараемся, вместе помогает фронту. Но этого пока мало для того, чтобы наши дети любили семью, храм, край и большую Родину (все это воспитывается непременно вместе, с основой в любви к Богу, в стремлении к Небесному Отечеству). Новое в системе епархиальных детских мероприятий в этом году: смотр агитбригад «Я русский». Цель – чтобы подростки смогли рассказать, в какой великой стране они живут и выступить в детских садах, общеобразовательных школах, госпиталях, военных частях.

  •  

Мы выращены, и детей воспитывали на классическом XIX веке, который показывает оторванного от почвы, мятущегося лишнего человека, «скитальца с мировой тоской», по словам Достоевского.

Наверно, особенно важно отношение к светскому искусству святителя Филарета, пользовавшегося громадным авторитетом современников, в том числе русских писателей. Святитель пишет: широко распространяемые в народе «литература, зрелища… губительно действуют на общественную нравственность… поглощают внимание и время, отвлекают от чтения книг основательных, делают умы поверхностными и ленивыми для глубоких размышлений о важнейших предметах знания… Священное Предание унижается до сравнения с баснями, правила христианской нравственности и установления церковные не уважаются». Некоторые сочинения, например, Фонвизина должны быть признаны вредными как исполненные «явного неверия и кощунства».

Какова же жизнь самого святителя? Видим из воспоминаний о праздновании 50-летия архиерейского служения митрополита великого русский поэта и мыслителя Ф. Тютчева, 220-летие со дня рождения в 2023 году мы отмечаем: «Маленький… сведенный к простейшему выражению своего физического существа, он непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него… Казалось, что он принимает все эти почести только затем чтобы передать их Кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является».

Мы знаем переписку святителя с А.С.Пушкиным в момент жизненной катастрофы поэта, но не знаем его других поэтических произведений. Вот перевод стихотворения св. Григория Богослова, написанный святителем незадолго до смерти:

Близок последний труд жизни, плаванье злое кончаю.

И уже вижу вдали казни горького зла.

Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи,

Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте.

Но, Блаженне, помилуй, и хотя поздно, мне даруй

Жизни остаток моей добрый по воле Твоей.

Его душа жила Христом. Тяга и народа к Богу, к высшему смыслу обусловила и богословское возрождение конца XIX в., и открытие русским обществом иконы в начале XX века. Любовь народная к Богу всегда выражалась в любви к храму Божиему и нашла свое воплощение в строительстве многочисленных церквей, покрывших всю русскую землю. Богу посвящалась земля, храм и каждый человек как храм Бога Живого.

Где же сегодня искать для детей подлинное искусство? Мы водим детей в музеи. А нужно в храм!

Отец Павел Флоренский, отзываясь на планируемое закрытие Троице-Сергиевой Лавры,  говорит: в храме – высший синтез разнородных искусств. А «музей, самостоятельно существующий, есть дело ложное и в сущности вредное для искусства... Художественное произведение живет и требует особливых условий своей жизни… и вне их… оно умирает… Что сказали бы мы об орнитологе, который вместо наблюдения птиц… в свойственных им условиях жизни, занялся… коллекционированием шкурок»? В храме – искусства огня, дыма, запаха, одежды, своеобразной хореографии движений при входах и выходах священносужителей, вокала и поэзии… Храм – высшее произведение искусства из когда-либо созданных человеком. «Высшая задача искусства — не изображать, а указывать путь и создавать проект самого дела… Храм зовет все искусства к одухотворению, к оживлению, не к подобию живого… а к действительному воссозданию жизни» (русский мыслитель Н.Ф. Федоров).

Так и детей в воскресных школах мы пытаемся  научить жить во всей полноте и силе.

В храме «все подчинено единой цели, верховному эффекту кафарсиса» (о.Павел Флоренский), очищения. Храм есть образ неба, в божественной службе поколения умерших как живые объединяются со служащими и предстоящими и составляют одну Церковь. Христос собирает весь мир через таинство Евхаристии.

Как научить детей жить в храме? Подсказывает игумен Нектарий (Морозов). Хотеть быть в храме, чтобы сердце туда стремилось! А для этого знать – историю, святыни, особенности богослужения. Знать служащих священников, продавцов и уборщиц, людей, которые и локтями толкают, и плечо подставляют. Участвовать в жизни молитвой и делом: выковыривать оплывшие свечи, мыть полы, чистить картошку, шить крещальные сорочки. Быть чуть внимательнее к другим прихожанам, замечать, когда они нуждаются в помощи. «Ведь блаженнее давать, нежели брать» (Деян. 20,35).

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений благословляет воскресным школам быть миссионерами. Узнали – поделитесь! Пригласите в свой храм, расскажите. Поэтому – ролики, фильмы, агитбригады! И многое другое.

В рапортах настоятелей читаем: поднимать престиж воскресной школы, информировать жителей о ее работе. Мы знаем: сильная община – самая мощная проповедь!

«И тогда  не одним прошлым становится родной нам Церковь, — в ней ощущаем мы с чрезвычайной силой подлинный источник национальных сил, основной родник, от которого только и может напитаться национальный гений. Православие есть живое средоточие русского национального духа. Мы не Православие суживаем здесь до размеров русской культуры, но мы самую душу русскую поднимаем до Православия» (Прот. Василий Зеньковский). Тогда, мы верим, не случится с нашей молодежью по словам А.С. Пушкина «невежественное презрение ко всему прошедшему; слабоумное изумление перед своим веком; слепое пристрастие к новизне». Ведь именно «сыновняя привязанность... является корнем всего религиозного развития человечества», по словам В.С. Соловьева. Хранительницей этой преемственности является Православная Церковь. Не случайно прп. Паисий Святогорец призывает нас заниматься духовным воспитанием с раннего детства! Чтобы душа ребенка была «полна Христом».

В заключение снова обратимся к невероятно современным словам о. Василия Зеньковского: «Мы стоим на грани исторического перелома. Есть много признаков того, что творческие, положительные силы русского духа победят… [Не зря мы ежедневно усиленно молимся, ведь «брани хотящия ополчишася на Святую Русь».] Но если… в народной душе не прояснится церковное сознание, не будет понято, каково значение Православия в русской жизни, то ничем… не может быть исцелена русская душа».

У нас есть надежда на исцеление, пока храмы полны детьми, которые готовы жить и помогать в Церкви и любят свою великую Родину.

Другие новости