31 августа 2023
«Искать опору в Боге, опираясь на классическую русскую культуру». В Екатеринбурге прошел XIX Съезд православных законоучителей

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…», - поёт стройный хор. Это начинается пленарное заседание XIX Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии. Священнослужители, педагоги, руководители воскресных школ собрались вместе, чтобы делиться опытом, радостью и болью, вдохновляться, ощущать, что они не одиноки в тех проблемах и вопросах, которые приходится решать на пути воспитания и окормления юных христиан и ребят из светских школ.

Пленарное заседание открылось приветственным словом митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения. Владыка назвал тему съезда: «Православие и отечественная культура», подчеркнул, как важно для учителя воскресной школы, катехизатора, преподавателя ОПК быть открытым миру, вести диалог с деятелями культуры, науки, светского образования, воспринимать все полезное и отвергать вредное. При этом было отмечено, что педагоги и сами должны участвовать в жизни общеобразовательных школ: «Уход Церкви из общественного пространства – это отказ от миссии. Если я люблю Бога, то пойду навстречу людям, которые могут встретить Бога через меня. Надеюсь, вы этот шаг сделаете».

Одним из самых ярких выступлений, прозвучавших на пленарном заседании, слушатели отмечали доклад отца Константина Корепанова. Гости форума сидели пораженные свежестью мысли, живыми и искренними, хотя порой и нелестными словами:

«Однажды Василий Васильевич Розанов, ещё не совсем поздний, но достаточно зрелый писатель, сказал: «Вся беда моего поколения в том, что мы Прудона прочитали раньше, чем Евангелие». И дело не только в том, что у них не было Евангелия на русском языке (они вполне могли прочитать его по-французски: Прудона они читали именно по-французски), – дело в том, что они заразились ложными идеями  социальной справедливости раньше, чем услышали о преображении себя, – раньше, чем услышали о том, что не изменение мира, а созидание самого себя в служении и любви является подлинно  достойным человека действием. Не общество виновато в том, как мы живём, не государство и не эпоха. Виноват я сам. Не общество нужно менять во имя той или иной идеи, а самого себя – по образу Христа. Однажды первый директор Пушкинского Дома Нестор Котляревский сказал: «Обычным  делом   русского писателя есть  свалить вину за личное скверное гнетущее расположение духа на общество, на весь уклад его культурной жизни, на всю современную цивилизацию»  –  вот в чём беда и того, и нашего поколения».

Иерей Иоанн Пичугин, настоятель четырех сельских приходов в Шалинском районе, так откликнулся на доклад отца Константина:

«Если человек, не имеющий опыта духовной жизни, начинает говорить о том, что надо поститься, молиться и вот это все – ему верить не будешь. Даже если он будет говорить умные вещи, они тебе не лягут на сердце. А если человек этим живет, то это чувствуется. Пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. И я хочу, чтобы Бог не через пророков, конечно, но через таких людей опытных, как, например, отец Константин Корепанов, действовал на меня, чтобы они дали мне мысль, которая упадет в моем сердце и начнет произрастать, и я уже смогу что-то доброе дать другим людям, у себя на приходе, у себя в поселке. Для этого я сегодня сюда приехал».

Трепетным моментом стало вручение дипломов выпускникам Центра подготовки церковных специалистов имени сщмч. Фаддея (Успенского).

«Ну что вы, я вообще пока не педагог, что я вам скажу!», - отнекивается Зинаида Борисовна Копылова, прихожанка храма св. Николая Чудотворца г. Тавды, но потом соглашается немного рассказать: «Ой, вы знаете, я очень-очень-очень много узнала. У меня еще родня большая, очень много ребятишек, и так охота вот это передать, то, что узнала на курсах, что выучила, передать своим племянникам, племянницам, которые воспитывают своих детей, брату, сестре, чтобы воцерковились. Я в Тавде уже катехизаторские курсы закончила, меня рекомендовали сюда, в Екатеринбург. Завтра вот поеду к батюшке-настоятелю своему, он мне даст послушание, и начну преподавать».

Удивительно, насколько разный опыт у людей, получивших в этот день дипломы. Ольга Владимировна Жилина с прихода Успения Пресвятой Богородицы на Эльмаше, несмотря на то что в педагогике она много лет, тоже нашла добрые слова для своих преподавателей, и едва сдержалась от слёз:

«Никогда бы я не освоила тот объем знаний, не прочитала бы столько книг, не овладела бы такими навыками, если бы я не училась в этом центре. Меня часто спрашивают: «Ну и кем ты будешь?». Отвечаю: «Христианином». Я в педагогике всю жизнь: начинала работать в детском саду, затем преподавала в педучилище, потом в педуниверситете я преподавала 30 лет, и сейчас, уже шестой год, я директор воскресной школы. Но, пожалуй, впервые была осознана миссия православного педагога, роль педагога в жизни ребенка. Когда получала светское образование, все было очень интересно, но вот этого глубокого понимания своей роли не было. Его подарили педагоги замечательные здесь».

Пожалуй, не менее важным, чем официальная часть, для участников оказался перерыв: увиделись старые друзья, были налажены новые знакомства, обдуманы совместные проекты. Молодые педагоги придумывают, как воплотить в жизнь, подсказанную докладом отца Андрея Брагина идею о QR-код-квесте по храму для учеников общеобразовательных школ. Матушки, приехавшие со своими супругами, тихонечко рассказывают подругам о житейских делах, невольно показывая, какую огромную роль играет в организации воскресной школы жена священника. Сельские священники освещают специфические проблемы, с которыми сталкиваются в уральской деревне. Учителя Закона Божьего прослушали экскурсию по выставке книг на тему «Православие и отечественная культура». Идеи, прозвучавшие в докладах, пронизывают разговоры: на них ссылаются, с ними не соглашаются, ими вдохновляются:

- Я вот для себя тоже думаю: я вот пойду сейчас в школу, я буду там говорить, что есть воскресные школы. Они ведь даже не знают, что есть воскресные школы: «Это чё? Да не пойду я в воскресную школу! Это же ШКОЛА, фу!». Будем стараться вовлекать детей.

- Меня тоже эта мысль зацепила, я тоже учитель в школе, правда учитель русского и литературы, и, понятное дело, мои дети знают, что я преподаю в воскресной школе. Но как организовать работу прихода в целом, чтобы она была направлена на взаимодействие со светскими школьниками? Это, конечно, большая задача.

- Ну я вот много лет работаю в таком формате, потому что я преподаватель воскресной школы и помощник благочинного города Ревды по работе с педагогами, но я еще и учитель истории и ОРКиСЭ, методист. Мы, например, организовываем выставки рисунков на Рождество, на Пасху. Я спрашиваю ребят в школе: «Кто хочет поучаствовать в благом деле: украсить храм к празднику?» Они рисуют, а я им с удовольствием объясняю символику христианскую, почему нужен вот такой нимб, а не какой-то другой. И вот в притворе у нас чудесная выставка, и всем участникам торжественно вручаются подарки… В сентябре хочу детей, которые не ходят в воскресную школу, но интересуются, свозить на детский крестный ход на Ганину Яму.

 - И как родители относятся к тому, что вы так активно элементы православной культуры вводите в школьные уроки?

- В целом, положительно. Даже приходят о вере что-то спрашивают, а я же не священник, как я могу им дать ответы, говорю: «Давайте к батюшке подойдем вместе», - но в храм некоторым страшновато идти, так что, видимо, нам так надо – быть посредником, ниточкой между храмом и общеобразовательной школой.

После пленарного заседания началась работа секций и круглых столов: в течение полутора дней  проходили совещания настоятелей приходов и помощников благочинных, встречи преподавателей Закона Божьего, церковнославянского языка, изобразительного творчества и пения, специалистов по работе с подростками и с молодежью, педагогов, занимающихся организацией внеклассной работы в воскресной школе.

В неформальной обстановке прошел круглый стол «Молодежная работа на приходе». Смеялись, пили чай, угощались преображенскими яблочками, придумывали общие проекты, делились самым сокровенным, болезненным, задавали вопросы, которые волнуют реальных молодых людей на приходах: «Как не потерять доверие подростков?», «Как сделать так, чтобы между молодыми людьми возникла духовная дружба?», «Девушку бросил верующий молодой человек, и она разочаровалась в Церкви, как ей помочь?» и даже «Почему у индуистов тоже есть «нетленные мощи»?»

На все эти вопросы отвечал иерей Павел Старков, руководитель епархиального Молодежного отдела:

«У нас общество сейчас раскололось, стало много тревоги. И эти переживания очень хорошо показывают внутреннее состояние, в том числе и нашей молодежи. Мы погрузились в интернет, и не сплачиваемся, а, наоборот, разделяемся, каждый со своей точкой зрения, и кажется, что те же политические вопросы – это очень важно. На самом деле, я могу быть не согласен с внутренней политикой… Зимбабве! Но это же не значит, что я должен бросать служение Христу. Часто навык отделения мух от котлет у нас не работает, его нет. Вот увидели священник идет, качается (а у него паркинсон) – «Наверное, пьяный, не в себе, значит вся Церковь такая!». Ну как вот так можно? Инфантильный человек все типизирует, чтобы ему проще было понять мир. Анализировать и углубляться сложно, но это и есть аскетика».

Интересно и насыщенно прошла  секция по внеклассной работе в воскресной школе. Дарья Николаевна, педагог-хореограф воскресной школы Храма Космы и Дамиана, рассказала нам о своем опыте подготовки православных концертов и спектаклей:

«Тело, душа и дух – все в человеке связано. Поэтому важно и за своим телом следить тоже. К тому же, православие настолько вдохновляет на творчество, что представить духовную жизнь без музыки, без танца невозможно. Танец может быть разным. Танец может быть и провокационным, а может говорить о любви, о ненависти, о Боге, о добре и зле через язык тела. Каждый человек – кисть в руках Божьих, и если мне Господь дал такой дар, я его буду стараться развивать – может быть, не без перекосов, ведь я не святой человек, но я падаю, снова встаю и иду дальше – я буду стараться, чтобы мое дело шло на пользу моей душе, и детям, и людям в целом. Я никогда не разделяю классический танец, народный, современные стили, я сама училась всему – и я не загоняю детей в рамки. Вот мы учим разные языки, пишем разными красками и кистями, и в танце я просто использую разные инструменты: нет такого, что мы танцуем только хип-хоп, например. Нужно молиться, просить Бога, чтобы мы не навредили никому своим делом, а принесли радость и донесли Слово Божие».

Культура и искусство – это то, что может объединять людей: создавать общие темы для обсуждений, общую почву для церковных людей разных поколений, помогать находить контакт с обществом, с нецерковными образовательными учреждениями. Эта мысль, заданная в начале Съезда митрополитом Евгением, так или иначе звучала в каждом докладе, в каждой случайной реплике гостей. Причем важным оказалось как освоение произведений литературы и культуры XIX и XX века, Древней Руси, но и внимание к личному творчеству детей и подростков. Иерей Константин Корепанов в своем докладе заметил: «Вот, мы смотрим на наших детей, уходящих из Церкви или находящих в ней своё место, точно так  же, как это было сто или двести лет назад. Только, в отличие от наших детей (увы, чаще всего бессловесных), эти сыны Отечества и Церкви смогли об этом рассказать, – рассказать, как они сохранили веру, – или рассказать о том, как и почему они её потеряли, – или поведать о том, как они её обрели. Это – удивительные, ни с чем не сравнимые  свидетельства, – документальные свидетельства о своих отношениях с Богом во Христе, – даже если эти отношения не сложились, даже если эти отношения привели к восстанию против Бога. Но ведь человек свидетельствует о том, как он поверил, или как он веру потерял; как он причащался (все они причащались), и почему он перестал это делать?... Как он снова вернулся и снова причастился? Ведь всё, что пишется пером или кистью, русский художник пишет, мучительно ища опору в Боге, в Которого верит, в Котором усомнился, Которого ненавидит, и Которого ему так не хватает, – мучительно ища вечные ценности, вечную любовь или вечную правду».

На съезде педагоги размышляли не только о том, как донести до учеников знание о Боге, помочь им приобрести опыт духовной жизни, но и о том, как вместе с ними выразить духовное переживание: в слове, живописи, музыке, танце, видеоролике – опираясь на классическую русскую культуру и обращаясь к опыту современников.

Корелина Анна Дмитриевна,

педагог воскресной школы храма

во имя свв.Космы и Дамиана,

г.Екатеринбург

 

Другие новости