17 июня 2016
«Дорога навстречу….»

«О взаимодействии методического объединения ОРКСЭ педагогов

Верх-Исетского района и ОРОиК Екатеринбургской епархии.»

 

 «Учитель прикасается к вечности:

никто не может сказать,

 где кончится его влияние…»

Г. Адамс

 

«Уча других,  мы учимся сами»

 Сенека.

 

     После появления в школах России нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» перед педагогами стали вставать субъективные и объективные проблемы его преподавания. У многих педагогов возникли вопросы о том, как преподавать данную дисциплину, на какую мировоззренческую базу религиоведческую, историческую или же культурологическую опереться в своей работе.

    Основной проблемной точкой стало содержание самого предмета.

    Не ясны были и методы преподавания предмета, подбор дидактического материала, место личной мировоззренческой и религиозной позиции педагога в полотне урока, уместность передачи своего личного нравственного опыта и жизненных ориентиров детям.

     Данный предмет не похож на остальные предметы школьной программы, так как его нельзя преподавать как остальные школьные дисциплины. В чем же его уникальность и особенность?

    Дидактика отечественной православной педагогики, говорит нам о том, что уроки, касающиеся  вопросов веры, выносят урок на совершенно новую высоту. На методических объединениях мы затрагивали тему православной антропологии, которая разделяет сферу тела, души и духа человека. ОРКСЭ - пожалуй, единственный предмет в 11-летней программе школы, где содержание урока напрямую выносит учителя и класс в сферу духа. Это и является важнейшей отличительной чертой предмета ОРКСЭ. Отсюда понятна и тревога учителя перед этим предметом, так как ориентироваться в вопросах  духа не учат в современных светских педагогических учреждениях. К сожалению, утеряна и семейная духовная традиция, на которую учитель мог бы уверенно опереться в ходе урока.

    Тем не менее, государственный запрос на усвоение учениками данного предмета имеется, и выполнять его - необходимо. Думаю, что данный запрос государства  вызван нарастающими проблемами современного мира - таких как глобализация, космополитизм, угроза терроризма, формирование общества потребления, сознательного уничтожения памяти народа, которая хранится в вере, в религии, в языке, в истории, обычаях. На плечи учителя ложится колоссальная задача- за 36 часов учебного времени раскрыть перед детьми духовную сущность той или иной религии, культуры, которую она порождает, расставить акценты в мировой истории, на которую она влияет.

     Осознавая объективные пробелы педагогов в знаниях религиозной культуры,  наше методическое объединение решило обратиться к первоисточнику этих знаний.  Это оказались люди из екатеринбургской епархии, согласившиеся на помощь в освоении педагогами района этого материала. Благочинный Верх-Исетского района протоиерей Алексей Кульберг, духовник православной Свято-Симеоновской гимназии и и.о. председателя ОРОиК Екатеринбургской епархии иерей Андрей Щукин, специалисты ОРОиК – Глушкова Е. В., Мязин И. О. – предложили программу учебных семинаров квалифицированной подготовки учителей по всем религиозным модулям.

   Методические объединения, проведенные совместно с епархиальными семинарами в близком тематическом контексте, помогли учителям в освоении содержания предмета. Выездные семинары вызвали волну интереса не только учителей, преподающих ОРКСЭ, но также у директоров школ и у завучей по правовому воспитанию в Верх-Исетском районе, а также учителей других учебных дисциплин. 

Так, работа методических объединений вышла за рамки собственно методических объединений и приобрела формат особого движения учителей, стремящихся к пониманию и более глубокому познанию духовной религиозной культуры народов России и мира.

    Из-за увеличения слушательской аудитории в несколько раз, мы пришли к необходимости разделения работы по трем направлениям:

    1 направление - работа с директорами школ Верх-Исетского района:

Выездные семинары по святым местам Екатеринбурга и пригорода.

    2 направление - работа с заместителями директоров по правовому воспитанию. Посещение семинаров и паломнические поездки по Екатеринбургу и Уралу.

    3 направление - работа с педагогами, преподающими ОРКСЭ, обучающие семинары, выездные экскурсионные семинары. 

 

За два года работы нашего методического объединения в тесном содружестве с ОРОиК сектором ОПК Екатеринбургской епархией принесло следующие результаты:

 

  1. Участие педагогов в семинарах (9 семинаров за год, соответственно 18 семинаров за два года), подготовленных учебным отделом Екатеринбургской епархии  и паломнических поездках по Екатеринбургу и Уралу.
  2. Участие педагогов в конкурсе «За нравственный подвиг учителя»- Номинантом конкурса стала педагог школы № 63 Лютина И.В.
  3. Подготовка детей к участию в олимпиадах по духовно-нравственному воспитанию, организованных при содействии Екатеринбургской епархии.
  4. Организация Олимпиад по ОПК (Участвовали школы № 41, 163, 168, 116 (24 человека), 171 (35 человек из них - победители- 8 человек).
  5. Участие учащихся Верх-Исетского района в конкурсах: «Ручейки добра», «Пасхальные перезвоны», «Пасхальная радость» (Всем выданы дипломы участников).
  6. Участие учителей в Богословской конференции (август 2014, август 2015), выступление Штыковой Светланы Сергеевной (школа № 171).
  7. Была налажена педагогическая практика для студентов Миссионерского института г. Екатеринбурга на базе МАОУ СОШ № 171. На ученом совете педагогов Миссионерского института было предложено студентам в 2016-2017 учебном году составить информационно - методические карты для уроков ОРК и СЭ, в помощь учителю. Кроме того, ученый совет поддержал предложение нашего методического объединения о формировании совместной копилки методических материалов к урокам ОРКСЭ, прошедших экспертизу в данном институте. Также была поддержана идея о проведении фрагментов уроков по определенной тематике для учителей во время семинаров самими студентами.
  8. Установилось уникальное сотрудничество с педагогами женского монастыря «Спорительница хлебов», произошёл обмен опытом, взаимное посещение уроков.
  9. Посещение Рождественских чтений в Москве с работой в секциях - руководителя методического объединения Штыковой С. С.

 

Отдельной строкой нужно сказать о выездных семинарах учителей, завучей и директоров Верх-Исетского района с посещением святынь нашего края:

 

  1. Посещение мужского монастыря в селе Тарасково. (40 человек) Паломническая экскурсия.
  2. Посещение монастыря на Ганиной Яме с экскурсией по истории святых Царственных страстотерпцев Романовых. (24 человека)
  3. Поездка в Алапаевсий мужской монастырь к месту гибели Елизаветы Федоровны Романовой.(64 человека)
  4. Паломническая поездка в Иерусалим на схождение благодатного огня (2 человека)
  5. Поездка в Свято-Симеоновскую гимназию с семинаром. (22 человека)
  6. Школа № 10 - городской семинар по ОРКСЭ в рамках подготовки к Рождественским чтениям, встреча с известным проповедником, православным писателем - отцом Андреем Ткачевым.(22 человека)
  7. Поездка в женский монастырь «Спорительница хлебов», где завучам и педагогам был представлен учебно-методический комплект по духовно-нравственному воспитанию, составленный монахиней Ниной Крыгиной и профессором УрГПУ Погореловым С. Т. и показана работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. (24 человека)
  8. На базе МАОУ СОШ №171 открыт уникальный интерактивный музей Ангелов (2-ой в России, 3-ий в мире), где в будущем учебном году планируется провести районный и городской семинар в рамках работы нашего методического объединения.

 

    В заключение, важно отметить, что данная работа приводит к повышению качества преподавания ОРКСЭ, т. к. повышает компетентность педагогов по всем модулям предмета.

    В дальнейшем, методическое объединение планирует продолжить свое сотрудничество с ОРОиК сектором ОПК Екатеринбургской епархии, Миссионерским институтом г. Екатеринбурга, женским монастырем «Спорительница хлебов». В планах нашего методического объединения вновь планируются поездки по святым местам г. Екатеринбурга и Урала, а также апробирование совершенно новой формы работы с детьми, выбравшими православный модуль, а именно - выездные уроки в монастыри и храмы города Екатеринбурга. (Возможно, с дальнейшей трансляцией на телеканале «Союз») .

Хочется от имени нашего м/о поблагодарить учебный отдел Екатеринбургской Епархии, оказавший огромную помощь педагогам Верх-Исетского района в повышении профессиональной компетентности на уроках ОРКСЭ.

     Учителям, которые встанут у доски на уроках ОРКСЭ, а также всем кто помогает в работе методического объединения, кто учиться вместе с нами на семинарах хочется пожелать не останавливаться на достигнутом. Помнить, что «учитель – это ставленник Бога на земле». Оставаться такими же энтузиастами благородного учительского труда и помнить, что духовную «дорогу осилит идущий ….».

      Успехов вам!

 

Штыкова Светлана Сергеевна

Другие новости