1 февраля 2018
Возрастная психология в свете православной антропологии: учителя посетили очередной семинар в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история. Свердловская область»

Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии в новом году продолжил цикл встреч епархиального учебно-методического объединения. Январский семинар на тему «Духовно-нравственные характеристики процессов становления» провела Елена Владимировна Глушкова, руководитель сектора основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации.

Учителя общеобразовательных школ г. Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Березовского, Заречного и Верхней Салды познакомились с основными положениями православной антропологии:

  • присутствие образа Божия в человеке;
  • его потенциальное богоподобие – свобода человека;
  • поврежденность человеческого естества первородным грехом;
  • представление о спасении как о результате совместных усилий Божией благодати и свободного человеческого произволения.

 

Данная возрастная периодизация строится на концепции православной антропологии и на трудах протоиерея В. В. Зеньковского. В своих трудах русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, Василий Зеньковский рассматривает все возрасты человеческой жизни: наследство, зачатие, перинатальный период, роды, новорожденность, младенчество (до года), ранее детство (от года за трех лет), дошкольное детство (от четырех до шести), младший школьный возраст (от семи до десяти лет), подростковый возраст (от одиннадцати до четырнадцати лет), юность (с пятнадцати-восемнадцати до двадцати лет), молодость (от двадцати одного до двадцати девяти лет), зрелость (от тридцати до шестидесяти лет), старость: первая половина «возраста мудрости» – пожилой возраст. Вторая половина – старчество – это время, когда человеку невозможно поддерживать существование без посторонней помощи.

Глушкова Е.В. обратила особое внимание педагогов на духовное воспитание детей младшего школьного возраста (от семи до десяти лет).

Первый серьезный шаг из родительского дома в мир дети совершают, когда перед ними открываются двери школы. Если до этого духовное воспитание велось в основном родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребенка играет учитель.

Главной задачей этого возраста является ученичество. При этом «обучается» человек не умом, а всей своей сущностью и глубиной.

Во втором и третьем классе можно вести с детьми разговоры о существующих добродетелях, используя ветхозаветные сюжеты.

В четвертом классе дети уже способны понемногу читать Евангелие самостоятельно. Только нужно подробно разбирать все прочитанные фрагменты. Пятый класс тоже можно отнести к этой возрастной группе.

Протоиерей Василий Зеньковский писал: «Духовная жизнь гораздо определеннее и яснее струится через моральную сферу – (это) классическое время оформления моральных идей и правил... Дитя типически «послушно» в эти годы... Ему гораздо ближе становятся жизненные образы религии… Жизнь Спасителя и Божией Матери, жизнь святых и их подвиги, становится особенно питательно именно в своей земной стороне, трогательной, глубокой, но земной. Религиозное сознание растет и мелеет, теряя свою интуитивную чуткость, но зато оно становится определяющим источником моральной жизни, питая и согревая моральную сферу. Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности – посещение храма, особенно прислуживание в нем, выполнение обрядов и соблюдение церковных требований становится естественным и приятным».

В сфере психического развития младший школьник проявление готовности к обучению складывается из нескольких параметров – ребенок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления), он активен, и ему хочется учиться.

  • Ведущая деятельность – учеба. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми.
  • До школы такими взрослыми были родители, в процессе учебы ребенок должен установить доверительные отношения с другим взрослым – учителем. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом.
  • Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли) делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели — внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой — от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своем направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах.
  • Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Созревшая к концу дошкольного возраста внутренняя жизнь позволяет ребенку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях.
  • Подписываются книги, украшается велосипед, кровать, наклеиваются в самые невероятные места картинки — «помечая» свою вещь, ребенок словно передает ей часть своих личных свойств. Так можно осязать границы своего «я».

Если рассматривать учебную деятельность младшего школьника, то важно отметить:

  • Признание учебной деятельности ведущей в младшем школьном возрасте основывается на том, что дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового. Поэтому и лучшей наградой за учение призваны быть новые знания, которые приобрел ученик.
  • Оценка, по словам В.А. Сухомлинского, становится идолом. Одной из педагогических задач в этом возрасте становится свержение идола, который подменяет обращение взрослого к личности ребенка оцениванием его отдельных качеств — памяти, мышления, внимания, воли.
  • Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются во взаимодействии ребенка со сверстниками, чем с учителем. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интериоризировать знания (делать их своими). В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия.
  • «Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребенка, и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм»
  • Развитие личности ребенка в этом возрасте почти полностью определяется позицией взрослого человека — он определяет содержание обучения, круг общения, сферу увлечений ребенка. Тип мышления, оценки и отношения взрослого становятся эталонами для ребенка. Но в младшем школьном возрасте происходит и важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

  • В младший школьный возраст ребенок, как правило, входит с выпавшими передними зубами. А к середине возраста появляются первые постоянные зубы, которые иногда кажутся слишком большими для детского рта до тех пор, пока кости лицевой части черепа не приобретут соответствующие размеры. Беззубая улыбка шестилетнего ребенка и «бобровые клыки» восьмилетнего.
  • В этом возрасте происходит удлинение костей в продольном и поперечном размерах. Иногда быстрый рост сопровождается ноющими болями, онемением конечностей, которые особенно часты по ночам.
  • Продолжается развитие двигательных навыков — силы, быстроты, координации и контроля за своими движениями как в грубой, так и в тонкой моторике. Дети — и мальчики, и девочки — совершенствуются, например, в прыжках и бросках, умении долго стоять на одной ножке, ездить «без рук» на велосипеде, а также в умении писать разными почерками, плести бисером. Хорошее владение своим телом дает ребенку ощущение психического комфорта и способствует признанию со стороны сверстников.

В заключении Елена Владимировнаотметила, что в современной науке все большую актуальность приобретают аксиологические принципы (греч. «axia» — ценность; «logos» — учение, слово). Православная традиция мировосприятия, являющаяся культурообразующей в истории и современности.

Смысл жизни в православном учении о человеке: «Человек не обречен на небытие и уничтожение; он призван к преодолению стихии земного существования и к вечной жизни, в которой приобретает безусловное оправдание и смысл весь пройденный им жизненный путь,… человек в последний решающий момент жизни становится открыт для вечности и достигает переживания такого внутреннего величия и мира, которыми освещается вся его минувшая, сознательно прожитая жизнь»

 

Следующая встреча с педагогами пройдет 27 февраля в 15:00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Народной воли, стр. 49, мультимедийный исторический парк «Россия – моя история. Свердловская область».

Другие новости