2 марта
Педагоги общеобразовательных школ познакомились с иконографией святых Царственных страстотерпцев
Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии продолжает цикл встреч епархиального учебно-методического объединения. Семинар на тему «Об иконографии святых Царственных страстотерпцев» 27 февраля провела Каримова Надежда Сергеевна, специалист учебного отдела, старший преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии.
 
Надежда Сергеевна предложила условную систематизацию сюжетов всех ныне существующих образов Царственных страстотерпцев:
1)      Собор новых мучеников и исповедников, за Христа пострадавших,
явленных и неявленных;
2)      образ царя страстотерпца Николая II;
3)      образ св. царицы Александры Федоровны;
4)      образ наследника св. цесаревича Алексея;
5)      образ святых великих княжон;
6)      Собор семьи Царственных страстотерпцев.
 
«Прежде всего, – отметила Каримова Н.С., – при огромном разнообразии образов Царственных страстотерпцев на сегодня существует основной в составе иконы «Собор новых мучеников и исповедников, за Христа пострадавших, явленных и неявленных» написанной в 2000 г. к Юбилейному Архиерейскому Собору по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в мастерской ПСТГУ, где представлена группа Царственных страстотерпцев в среднике, по композиционной оси у подножия Престола с крестом».
 
Данный образ семьи последнего Русского императора можно считать образцом иконографии в виду ряда причин.
«Члены Царской семьи изображены с крестами в руках – символ следования за Христом. Женщины изображены в белоснежных платах на главах и в царских венцах, на них царские одежды XVII в. Наследник – в белоснежных одеждах, что подчеркивает смысл подвига по слову Евангелия: «Один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?.. Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7, 13-14)», – рассказала Надежда Сергеевна.
 
Таким образом, наиболее удачными является иконы «Собор семьи Царственных страстотерпцев» на кроваво красном фоне и золотисто-белом. Потому что они наиболее полно соответствует богословию подвига и изобразительному канону Русской Православной Церкви. Композиции данных икон строго симметричны по византийскому канону. Кроваво красной фон иконы символизирует пролитие невинной крови. Золотисто-белой фон, на котором изображена св. Царственная семья, напоминает о Небесном Царстве.
 
Надежда Сергеевна предложила педагогам внимательно рассмотреть икону царской семьи: «В центре симметрично от мученического золотого креста размещены фигуры святых государя и государыни в белоснежных туниках, украшенных золотыми поясами, воротниками – бармы, и каймой с жемчугом и каменьями. На главах – золотые венцы славы, в руках – мученические золотые кресты. Наследник размещен по оси симметрии в центре с жестом сугубого смирения. Главы великих княжон и государыни покрыты белоснежными платами. В верхнем чине иконы в облачном сегменте изображена икона Божией Матери «Державная».
 
После семинара Надежда Сергеевна отвечала на многочисленные вопросы учителей.
 
Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии напоминает, что следующая встреча с педагогами пройдет 13 марта в 15:00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Народной воли, стр. 49, мультимедийный исторический парк «Россия – моя история. Свердловская область». Тема встречи «Христианство и русская литература».
Вход свободный для всех желающих!

Другие новости