14 марта
Педагоги общеобразовательных школ раскрывали христианские смыслы русской литературы

Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии в 2018 году продолжает цикл встреч епархиального учебно-методического объединения.

13 марта прошел очередной семинар «Христианство и русская литература». Лектором выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии иерей Андрей Щукин.

«О христианском характере русской литературы молчало и не могло не молчать по идеологическим причинам советское литературоведение: немногие молчали по запрету, большинство ‒ по неведению», – пишут исследователи. А ведь именно христианское мировоззрение оставило глубокий след в творчестве величайших поэтов и писателей, таких как Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Достоевский Ф.М. и Толстой Л.Н. и другие. Рассматривая известные со школьной скамьи произведения, мы можем увидеть «новые» для себя смыслы, открыть «заново» «Евгения Онегина», «Мертвые души», «Войну и мир».

«Мы, конечно, помним стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». По поводу этого стихотворения протоиерей Сергий Булгаков замечает: «Если бы мы не имели всех других сочинений Пушкина, но перед нами сверкала бы вечными снегами лишь эта одна вершина, мы совершенно ясно могли бы увидеть не только величие его поэтического дара, но и всю высоту его призвания». Пушкин не просто перелагает главу из книги пророка Исаии, он осмысливает через библейский сюжет свое служение, свою жизнь, свое дело. Поэт понимает смысл своей жизни, он для себя его определил: кто он есть. Когда мы воспитываем детей, особенно в школьном возрасте, одним из императивов, который мы перед ними ставим, это понимание детьми кем они станут. Очень важно иметь это понимание с самого юного возраста. От него зависит личное счастье человека», – рассказал лектор.

Последние строфы стихотворения Лермонтова М.Ю. «Выхожу один я на дорогу» описывают нам вечную жизнь. Строки связаны с лицезрением рая, вечной жизни. Дуб – символ рая. Как и ель стала символом райского древа в празднике Рождества Христова. В стихотворении поэт открыл свое религиозное чувство. Он перелагает свою личную молитву в поэтические образы. В этом мы находим признак его гениальности.

«Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью», – пишет Н.А. Бердяев. Сказанное относится к великим русским поэтам и писателям, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви.

«Мы не можем и не должны отделять произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, Лескова от того культурного контекста, в котором они жили. Может быть, нам сейчас это трудно представить, но эти люди дышали православием. И свой талант они передают нам, своим потомкам, как подарок, которым можно пользоваться во благо себе и Отечеству», – отметил иерей Андрей Щукин.

Следующий семинар «Лепбук образовательное средство по курсу ОРКСЭ» состоится 10 апреля в 15:00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Народной воли, стр. 49, Мультимедийный исторический парк «Россия - моя история. Свердловская область».

 

Другие новости